Социальное поведение животных и человека

    Социальное поведение животных и человека определяется существующими в природе и обществе закономерностями (программами), соответствующими групповому образу жизни.

    «Морфологически, физиологически и поведенчески мы (*люди) были сформированы эволюцией» (Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология, с. 173). Под социальным поведением подразумевается такое взаимодействие, в результате которого отдельная особь получает преимущество для выживания, не имеющего место при её одиночном существовании.

Врождённая и приобретённая составляющие
социального поведения.

    Врождённые формы поведения выступают в качестве необходимых спусковых механизмов для последовательного развития более сложных форм социального поведения. Хорошо известны примеры детей, которые «воспитывались» животными. «Единственный вывод относительно языка, который можно сделать, изучая феномен одичавших детей, – тот, что во время основных периодов развития ребенок должен находиться в адекватной социальной среде» (Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология, с. 67).

    «Исследуя результаты экспериментов, Рубен пришел к выводу, что решающим (сензитивным) периодом фонологии (произнесения и понимания звуков, из которых складываются слова) является период с 6 месяцев до года. Решающий (сензитивный) период синтаксиса (правил, по которым согласовываются слова) охватывает четвертый год жизни, а освоение семантики (значения слов) происходит на пятнадцатом и шестнадцатом годах жизни» (Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология, с. 69). Есть такие сензитивные периоды и для волевых качеств человека.

    Между врождённым и приобретённым социальным поведением животных очень тесная связь. Если в раннем детстве будут нарушены отношения детёныша с матерью (формирующиеся благодаря наследственным механизмам), то впоследствии он не сможет получить и необходимые приобретаемые навыки.

    Физиолог Борис Фёдорович Сергеев в книге «Занимательная физиология» пишет: «Если ягнёнок в раннем детстве остался сиротой, то, возмужав, он не сможет присоединиться к стаду, окажется не в состоянии подчиниться его законам. Не будет вступать в контакты с себе подобными и никогда не обзаведётся семьёй. Австралийские овцеводы хорошо знают об этой особенности и осиротевших ягнят безжалостно убивают» (5).

Груминг

    Социальное поведение животных.
Многие хотели бы обыскивать вожака, но далеко не всем это позволено.
Автор фото неизвестен. Источник: информационный научно-популярный портал.

    У насекомых, ведущих групповой образ жизни, всё социальное поведение определяется врождёнными программами. Взаимодействие, добывание пищи, защита семейства и построение жилища (иногда очень сложной и строгой геометрической формы) – всё это осуществляется посредством инстинктов.

    «Обоняние, по-видимому, единственный способ получения информации муравьями из внешнего мира. Даже за умершим муравьем они продолжают ухаживать, как за живым заболевшим. Поскольку зрение у муравьев фрагментированное, их не смущает неподвижность и скрюченный вид погибших сородичей. Только через 2–3 дня, когда умерший муравей начинает выделять специальные феромоны его относят на кладбище. Если на живого муравья нанести «феромон смерти», то его тоже, несмотря на отчаянное сопротивление, выбросят за пределы муравейника. Конечно, будучи живым, он поползет назад, но его опять удалят, и так будет продолжаться до тех пор, пока прошедший дождь не смоет с бедняги мизерные остатки подобного клейма» (1).

    У млекопитающих социальные отношения характеризуются большей долей приобретённых навыков, передающихся от поколения к поколению, соответствующих определённому способу добывания пищи на определённой территории. Выжить в конкурентной борьбе и сохраниться в том виде, в котором они существуют сегодня, они смогли лишь благодаря своему групповому укладу жизни.

    В качестве примера можно рассмотреть процесс охоты у львов. Львица, преследуя добычу, старается схватить её за шею – это наследуемый навык. Сбивая жертву, она оказывается сверху, миминизируя для себя риск травмирования. Но охотятся львы группой, и это приобретённая форма поведения, передающаяся от поколения к поколению. Пользуясь плохим зрением парнокопытных ночью, они окружают и подкрадываются к стаду с разных сторон, постепенно сокращая дистанцию, а затем набрасываются на заранее выбранную жертву.

Социальное поведение животных и человека.

    В социальных научных дисциплинах есть понятие социализации. Это процесс интеграции индивида в общество. В его культуру, в общественные нормы и правила, в существующие производственные и правовые отношения. В психологии это понятие затрагивает такие аспекты, как самореализацию человека, удовлетворённость своей жизнью и своим положением в обществе, самооценку. Иерархия в этой структуре лишь одна из многих составляющих.

Потребность в принадлежности.

    У насекомых, ведущих «социальный» образ жизни, потребность в группе определена инстинктами. Вот что об этом пишут болгарские биологи Николай Йовчев и Константин Старчев: «Многие инстинкты пчёл проявляются только в коллективе. Оборонительный инстинкт может проявиться только в том случае, если вместе находится не менее 10 пчёл; яйцеклад развивается у завершившей стадийное развитие пчелы только тогда, когда она находится в группе из 20 или более пчёл, а для создания тепла в улье необходимо, чтобы в нём находилось не менее 30 пчёл – в противном случае рефлексы утепления жилищ не проявляются» (2, стр. 179).

    Существует потребность в принадлежности и у более высокоразвитых социальных животных. Конрад Лоренц отмечал по этому поводу: «Ещё более несчастны в своём заточении обезьяны, особенно крупные, человекообразные. Это единственные животные, способные получить серьёзные телесные заболевания на почве психических страданий. Человекообразные обезьяны в буквальном смысле слова могут умереть от скуки, особенно если их держать в одиночестве в очень тесной клетке» (3).

Потребность в группе

    Социальное поведение животных и человека.
Автор фото Artem Nedoluzhko. Источник: страничка журнала GEO.


Передача накопленного опыта.

    Передача опыта от поколения к поколению является, пожалуй, одной из главных особенностей группового уклада. Например, мальки пескаря, недавно появившиеся на свет, запаха щуки не боятся. Только со временем, благодаря родителям, начинают понимать, что несёт с собой этот запах.

    Биолог Игорь Акимушкин в книге «Проблемы этологии» рассказывает: «Если затянуть пипеткой немного воды из бака, где плавает щука, и капнуть в аквариум с пескарями, это произведет эффект разорвавшейся бомбы. Пескари опустятся на дно и замрут. Их странная реакция вполне объяснима: ведь щука бросается в погоню за тем, что движется и блестит, но мало обращает внимания на неподвижные предметы» (4, Торибоны – феромоны страха и тревоги).

    Замечательный отечественный зоолог Леонид Павлович Сабанеев описывал поведение волков в стаях с нарушенной иерархией: «Звери наносят друг другу тяжелые травмы в стаях с нарушенной структурой, где матерые выбиты охотниками, а переярки (*полуторагодовалые молодые волки), не набравшиеся ума-разума, долго и кроваво выясняют, кто главнее» (6).

Межгрупповая конкуренция.

    Межгрупповая конкуренция затрагивает социальные отношения у животных, ведущих групповой образ жизни, и человека в системе свой – чужой. Английский натуралист Джеральд Даррелл описал любопытный случай групповых отношений между дрилами и гвенонами (обезьяны семейства мартышковых):

    «Однажды, когда один из хамелеонов издох, я принес его к обезьянам. Те почтительно окружили меня и стали с большим интересом разглядывать дохлого хамелеона. Набравшись смелости, старший из дрилов слегка коснулся лапой хамелеона, отдернул ее и стал быстро вытирать о землю. Гвеноны так и не решились подойти поближе к трупу хамелеона. Дрилы же постепенно расхрабрились, схватили хамелеона и стали пугать им гвенонов, которые разбежались с пронзительными криками. Пришлось прекратить эту игру, так как дрилы начали вести себя неприлично, а гвеноны были уже основательно запуганы и жалобными стонами выражали обиды».

    Наиболее наглядно межгрупповая конкуренция проявляется в защите собственной территории. «Даже самая слабая и потому стоящая в иерархии ниже всех собака, буквально ползающая на брюхе перед своими псами, даже она вдруг преображается, когда требуется защищать собственную территорию от вражеского вторжения: злобно и смело кидается на чужих собак» (4, Чем отличается территория от ареала). Защищая свою территорию, особь, возможно, переходит в особое врождённое состояние агрессивности (смелости, ярости), которое придаёт ей дополнительную силу.

    Постепенно мы подошли к иерархии. «В американской литературе можно найти множество ценной информации по проблемам иерархии. Однако многими авторами она рассматривается как единственный принцип социальной организации. Это не совсем так: иерархические отношения – лишь один из множества типов социальных взаимодействий» (Тимберген Н. Социальное поведение животных).

Иерархия.

    Иерархия – это порядок подчинённости и, как следствие, соответствующие ему правила. Некоторые типовые формы поведения со временем приобретают характер общепринятых ритуалов.

    Доминирование.
    Доминант может быть самцом либо самкой, постоянным или временным, явным либо скрытым. Он может придерживаться жёстких принципов иерархии или более мягких, но доминирующая особь в группе, как правило, существует. Иногда функции доминанта могут выполнять несколько животных. Сама организация в принципе предполагает наличие доминирующей особи, наличие власти.

hierarchy

    Социальное поведение животных.
    Самец шимпанзе демонстративно зевает, обнажая клыки, чтобы показать власть перед более старым самцом (слева). Животные низшего ранга (самка с детенышем справа) и подросток внимательно наблюдают за поведением лидера.
Фото refdag.nl. Источник: энциклопедия животных.

    Например, павианы, обитающие в саваннах на открытых пространствах, живут большими стадами с жёсткой иерархией. Образ жизни предполагает строгую дисциплину между особями и безоговорочную власть вожака стада. Биолог Э. П. Фридман в книге «Занимательная приматология» описывает отношения между особями в стаде павианов следующим образом:

    «Вожак павианов поддерживает дисциплину в стаде не одними уговорами – может ударить и довольно чувствительно укусить, а то и загрызть до смерти – у него очень сильные клыки. Но до крайности обычно дело не доходит. Иной раз достаточно грозного взгляда хозяина, и самка или другой нарушитель порядка утихомиривается. Бывает, что приходится и более выразительно припугнуть: самец бьет о землю рукой. Провинившийся, осознав проступок, с извиняющимся визгом подставляет зад, на что вожак отвечает поощрительным шлепком или дотрагиванием рукой, а иногда в знак полного поощрения и взберётся на виноватого. Что любопытно, другие члены стада примерно такими же средствами устрашения усердно поддерживают групповую иерархию и верховную власть вожака» (7, глава 3).

    Новый член группы должен стать «своим», то есть принять правила поведения в группе. Не замечать направленные в твой адрес жесты доминирующей особи – равносильно поведению, при котором бросается вызов всему сообществу.

    Внутригрупповая конкуренция.
    Социальные отношения у кур представляют собой довольно жёсткую форму иерархии. Положение гребешка и то, как курочка держит голову, позволяют определить её ранг в группе. Всего принято выделять семь рангов.

    «Курица номер один ходит по двору как царица. Голову держит высоко. Ноги ставит прямо, с достоинством. А другие куры изъявляют ей покорность. Когда она пожелает их клюнуть, без сопротивления приседают и опускают крылья. Сразу видно: подчиняются. А переведите курицу номер один в другой двор, так она там может оказаться и номером два, и номером пять и еще похуже. И сразу гордая осанка сменится на подобострастную» (4, Ранги у животных).

    Курочка второго ранга может клевать всех остальных, кроме курочки первого ранга. Самое тяжёлое положение у курочек седьмого ранга. Нередко на фермах по разведению кур, куриных мегаполисах, они остаются с одним глазом, а то и без.

    Внутригрупповое соперничество имеет свои гендерные особенности. «Лоренц наблюдал у галок, что, если самку низшего ранга выбирает в партнерши самец, стоящий выше по иерархической лестнице, эта самка немедленно повышается до него в ранге, т. е. все особи, стоящие ниже самца, начинают ее избегать, хотя некоторые из них раньше занимали высшее положение» (Тимберген Н. Социальное поведение животных).

    У высших животных порядок подчинённости не такой простой и откровенный как у курочек, но конкуренция в группе есть у всех животных, ведущих групповой образ жизни. Есть она и у человека.

    «Как безошибочно, – пишет о восприятии одним человеком другого в книге «Я и МЫ» врач и психолог Владимир Леви, – нечто в нас фиксирует малейшие нюансы заискивания, раздражения, пренебрежения, зависти, вожделения. Как трудно и рискованно выводить это в плоскость рассудочного анализа: море нюансов, а истина в оттенке…
    Властные жесты и интонации, уверенность, активность, агрессивные проявления… все решают какие-то доли секунды, за которые происходит грубый замер относительных эмоциональных величин... Моментально оценивается степень агрессивности – трусости, уверенности, неуверенности – и у противника и у себя… Осознавать не успевают. На этом зиждется психология поединка» (8, стр. 219, 237).

    Сотрудничество и взаимопомощь.
    Внутривидовая конкуренция, в основе которой лежит борьба за существование, смягчается внутригрупповой взаимопомощью, определяющейся потребностью особи в группе. «Социальные животные чувствительны к мельчайшим знакам, к самому незначительному “шевелению”» (Тимберген Н. Социальное поведение животных).

Групповая защита

    Социальное поведение животных.
Стая собакоголовых обезьян (павианов) прогоняет гепарда со своей территории.
Автор фото Marius Coetzee. Источник: персональный сайт фотомастера.

    Взаимопомощь в добывании пищи.
    Результатами совместной охоты часто пользуются все члены группы, даже не принимавшие в ней активного участия. «Самцы шимпанзе довольно щедро делятся добычей. Счастливчик с тушкой, окруженный попрошайками группы (обычно это обособленный «круг лиц», в основном самцы-друзья), отрывает кусочки еще теплого мяса и одаривает тех, кому на охоте ничего не досталось. Неожиданно для исследователей, большие порции мяса получали старые самцы, а также самки в период полового набухания и близкие родственники» (7, глава 3).

    Защита общей территории.
    Американский зоолог Дайан Фосси, которая в течение 18 лет изучала поведение горных горилл в дикой природе, в книге «Гориллы в тумане» писала о взаимной поддержке самцов во время их территориального столкновения с другой группой:

    «Место их встречи было залито кровью, и повсюду виднелись клочья шерсти серебристоспинных самцов, лужи жидких экскрементов и множество поломанных веток. Следуя за убегавшей группой, я вышла на нее и с ужасом обнаружила, что у Бетховена (вожака группы) где-то возле локтя торчала правая плечевая кость, окруженная обнаженными связками и соединительной тканью. Икар, которому в то время было четырнадцать лет, помогал отцу в ожесточенной схватке, поскольку я насчитала у него восемь ран от укусов на руках и голове» (9).

    Литература:
    1. И. М. Кветной. Вездесущие гормоны, глава «Феромоны – гормоны общения».
    2. Н. Йовчев, К. Старчев. Удивительное поведение животных. М. Изд. «Лесная промышленность». 1978.
    3. Конрад Лоренц. Кольцо царя Соломона.
    4. Игорь Акимушкин. Проблемы этологии.
    5. Б. Ф. Сергеев. Занимательная физиология, глава «Опоздание смерти подобно».
    6. Л. П. Сабанеев. Охотничьи звери. М. «Физкультура и спорт», 1988.
    7. Э. П. Фридман. Занимательная приматология. М. Знание, 1985.
    8. В. Л. Леви. Я и МЫ. М. Молодая гвардия, 1973.
    9. Дайан Фосси. Гориллы в тумане.

    Вернуться к меню навигации на главной странице сайта:  Чем интересна психология?
    Все тексты авторские. Полное или частичное использование материалов сайта разрешается с указанием прямой ссылки на источник.