Психология отношений в малых группах

    Социометрический метод позволяет понять психологию отношений в малых группах, степень сплочённости и структуру подчинённости внутри неё.

Немного истории.

    Метод предложил выпускник Венского университета Джекоб Леви Морено (1889–1974). Работая в австрийском лагере для беженцев во время Первой мировой войны, он обратил внимание, что можно улучшить условия жизни переселенцев, если, при размещении людей по баракам, учитывать их национальность, веру и политические взгляды. Он даже написал соответствующее письмо министру внутренних дел, в котором назвал свой подход социометрией (1).
    Под социометрией в нашем случае понимается методика изучения в психологии межличностных отношений и иерархии в малых группах. Метод позволяет получить информацию о реальном статусе человека в группе и психологической совместимости между членами группы в данный момент.

    Существует два основных направления исследования групповых отношений: степень сплочённости малой группы и иерархия (структура подчинённости). Характеристика сплочённости важна для решения конфликтов внутри группы и создания единой команды, а анализ иерархии – для возможности управления группой и влияния на неё извне.

Сплоченность малой группы.

    Перед началом опроса следует заранее оговорить с участниками, что содержание анкетных листов не подлежит последующей огласке и обсуждению в группе.
    Психологу важно подготовить группу к опросу. Необходимо заинтересовать тех, кто будет отвечать, в максимально искренних ответах. Без этого результаты социометрического тестирования окажутся бесполезными.
    Процедура опроса не должна быть утомительной, иначе мы рискуем потерять качество. Три хорошо продуманных вопроса по взаимным симпатиям и пара по взаимным антипатиям вполне дадут ясную картину о положении дел.
    Численность малой группы желательно иметь не менее пяти и не более тридцати человек. Члены группы должны быть знакомы друг с другом, иметь непосредственные личные контакты между собой.

Анкета для проведения опроса (пример).

Вид анкеты для опроса


    Вопросы составляются по принципу симпатий – антипатий.
    Надежность результатов социометрического метода во многом зависит от правильности выбора психологом критериев для опроса, от содержания составленных вопросов.
    Вопросы не должны восприниматься абстрактно и неоднозначно. Например, такие слова, как хороший, жадный или общительный, разными людьми могут пониматься по-разному.
    Отрицательный выбор достаточно делать лишь для одного члена группы, если таковой имеется, и обозначать его линией другого цвета. Вопросы по отрицательному выбору не должны носить ярко выраженную категоричную форму, например: «Присутствие кого из членов группы вам было бы неприятно?».

Порядок проведения опроса.

    «Сначала записывается фамилия члена группы, которого вы выбрали бы в первую очередь. Потом записывается фамилия человека, которого бы вы выбрали, если бы первого члена группы не существовало. Затем записывается фамилия человека, которого вы бы выбрали, если бы не было ни первого, ни второго члена вашей группы».
    В итоге мы будем иметь количество анкет, соответствующее количеству членов малой группы, участвующих в опросе.
    Результаты опроса заносятся психологом в таблицу (социоматрицу), на основании которой в дальнейшем строятся схемы по каждому из вопросов (симпатий), а затем итоговая социограмма. Первые три вопроса в приведённой анкете характеризуют взаимные отношения по симпатиям, а последние два – по антипатиям.
    Социограммы строятся таким образом, чтобы количество пересечений взаимных связей было минимальным. Взаимные симпатии обозначаются одной линией (связью), односторонние симпатии не проставляются.
    Расположение членов малой группы на всех схемах желательно иметь одинаковое, чтобы впоследствии было проще строить общую итоговую. Количество социограмм будет соответствовать количеству вопросов о взаимных симпатиях (антипатии проставляются лишь на итоговой социограмме).

Социоматрица (пример).

Таблица социоматрицы

Социограмма по каждому из вопросов (пример).

Социограммы по каждому из вопросов


    Делать какие-либо заключения по отдельным графикам не стоит (велика вероятность случайного эмоционального выбора), для этого будет построена общая итоговая социограмма. Она формируется таким образом, при котором учитываются лишь взаимные симпатии, выбранные между двумя членами группы во всех вопросах.
    Отрицательные выборы (антипатии) проставляются стрелками красного цвета.

Итоговая социограмма группы.

Общая итоговая социограмма


    Психологический климат и отношения в малой группе во многом зависят от тех задач, ради которых она была сформирована, и той среды, внутри которой она существует. Если общая атмосфера вокруг не совсем здорова, то и внутри самой группы нормальных отношений построить сложно. И наоборот, если потребность в группе определяется жизненно необходимой целью, то приемлемые межличностные отношения сформируются сами.
    Важно, чтобы группа работала на достижение определённого результата, а не тратила свою энергию на внутренние распри. В случае принятия ответственных решений психологу желательно подстраховаться результатами опроса. Ошибки могут сопровождаться последующей потерей времени, финансов, психологической травмой участника или, в худшем случае, чьей-то сломанной судьбой.

Иерархия отношений в малой группе.

    Для влияния на группу, например при работе с несовершеннолетними, психологу полезно знать сложившуюся в ней структуру подчинённости. Укрепляя позиции ведущего – укрепляем и группу, ослабляется авторитет лидера – делается слабее и вся группа.
    В этологии принято различать лидера и вожака группы. «Лидер – тот, кто скрупулезно следит за порядком, не терпит нарушения дистанций или слишком шумной возни между подрастающими… А вожак – это тот, кто находит выход в нестандартных, даже критических ситуациях. Когда случается кризис, все стадо смотрит на него, и ждет его указаний» (2).

    Иногда нет возможности провести письменный опрос, а расстановку сил и отношения в группе знать важно. Анализ сложившейся иерархии можно провести методом наблюдения, по результатам построить социограмму, которая может иметь следующий вид:

Социограмма структуры подчинённости в группе

    Хорошо понимать внутреннюю иерархию и расстановку сил в малой группе особенно важно в старших классах школы, когда непререкаемый авторитет учителя уступает место отношениям подростка среди своих сверстников, внутри класса образуются отдельные «коалиции» со своими собственными лидерами.

    Социометрия – это тонкий инструмент в умелых руках. Результаты качественно проведённого метода носят относительно объективный характер, который не зависит от отдельного мнения кого-либо из участников группы.


    Используемые материалы:
    1. Википедия [Электронный источник].  Якоб Леви Морено.
    2. Школа прикладной этологии [Электронный источник].  Персональный сайт Софьи Баскиной.


    Консультации психолога онлайн:  Созависимое поведение. Жить вместе с пьющим
    Примеры практической работы психолога:  Как побороть лень и апатию? Что делать?
    Вернуться к меню навигации на главной странице:  Чем интересна психология? Что она может дать?