Игра: Родитель – взрослый Ребёнок

    Трансакционный анализ Берна и теория жизненных сценариев. Отношения Родитель – взрослый Ребёнок: возможные варианты и последствия.

Немного о теории трансакционного анализа.

    Эрик Берн (Леонард Бернштейн, 1910–1970) – американский психиатр, военный врач. В ноябре 1957 года на региональной конференции по психотерапии в Лос-Анджелесе он предложил научному сообществу собственную теорию Трансактного анализа. В 1962 году стал издаваться журнал «Бюллетень Трансакционного Анализа», а в 1964 году Берн и его единомышленники создали Международную Ассоциацию Трансакционного Анализа (1).
    В качестве единицы социального взаимодействия он ввёл понятие трансакции, то есть любого акта взаимного признания присутствия между людьми. «Из трансакций в период раннего детства между родителями и ребенком вырабатывается план будущей жизни последнего. Этот план называется жизненным сценарием» (3, гл. 9).
    Трансакционный анализ состоит из трёх основных этапов: структурного анализа личности (состояний Я), анализа игр, предпочитаемых человеком, и анализа его жизненного сценария.

Жизненный сценарий.

    Эрик Берн о теории сценариев писал следующее: «Вначале невозможно поверить, что вся судьба человека, все его взлёты и падения наперёд расписаны ребёнком не старше шести лет, а то и трёхлетнего возраста, но именно это утверждает теория жизненных сценариев» (4, гл. 3).

Трёхлетние ребятишки одного из детских садов города Свердловска

    Трёхлетние ребятишки одного из детских садов города Свердловска. Источник: портал Советского телевидения СССР ТВ.

    «Начальное сценарное программирование происходит в период вскармливания младенца. Обычно это сцены, разыгрываемые между матерью и ребёнком при небольшом числе зрителей или вообще без них… «Вот хоро-о-оший мальчик!», или «Фу, какой вредный» (4, гл. 5). Происходит процесс формирования системы убеждений, представленной Берном в виде схемы «Я – Ты» с возможными вариантами ОК или не ОК.
    «Следующий шаг в развитии сценария – поиск сюжета с соответствующей развязкой, ответ на вопрос: что происходит с такими как я?... Это может быть сказка, прочитанная матерью или рассказ бабушки. Эта история становится его сценарием, и всю оставшуюся жизнь он проведёт, стараясь ей соответствовать» (4, гл. 5).
    Свой сценарий ребёнок получает от родителей в виде отношения к самому себе, к другим людям и окружающему миру в виде типовых форм поведения, названных Берном играми. Под играми понимаются типичные отношения между людьми со скрытыми умыслами и целями.
    Игры – это неотъемлемая часть бессознательного сценария человека, его неосознаваемого плана. Они настолько укоренились в обществе, что в некотором смысле превратились в общепринятые традиции и обычаи, в особенности национального характера.

Теория игр.

    Все игры родом из детства. «После того как они превращаются в зафиксированные наборы стимулов и реакций, их происхождение теряется в тумане времени, а скрытые мотивы затягиваются социальным флером» (2).
    «К поступлению в школу ребенок уже знает несколько мягких вариантов игр и, возможно, один-два жестких; в худшем случае он уже одержим игрой... Школьный возраст – это период, который определяет, какие игры из домашнего репертуара станут любимыми и сохранятся на всю жизнь, а от каких он откажется» (4, гл. 8).
    «К шестилетнему возрасту наш типичный герой вышел из детского сада... В его сознании уже намечены жизненные пути и способы выживания, его жизненный план уже составлен... Хороший воспитатель детского сада может предсказать, какую жизнь будет вести ребенок и каков будет ее исход: будет ли он счастлив или несчастен, Победитель или Неудачник» (4, гл. 6).

Эрик Берн

    За работой. Автор фото неизвестен. Источник: «Живой Журнал», страничка пользователя ladyinred

    «Пять обстоятельств предопределены родителями и самим человеком за шесть лет после рождения: продолжительность его жизни, его судьба, его богатство, его учёность и его могила» (4, гл. 3).
    Если же оставить теорию о жизненных сценариях для любителей фатальных историй, то мы подойдём к предложенной Эриком Берном структуре личности.

Теория личности.

    Существуют три основных состояния Я: Ребёнок, Родитель и Взрослый. В любой момент времени индивид всегда находится в каком-либо одном из этих трёх состояний. Эти три состояния составляют структуру личности.
    Родитель – это состояние, при котором человек ведёт себя подобно тому, как когда-то это делал один из его родителей или учителей.
    Взрослый – это состояние относительно объективной оценки окружающей действительности на основании своего предыдущего жизненного опыта. Это возможность прорабатывать различные варианты развития событий и выбирать из них наиболее подходящие.
    Ребёнок – это состояние, при котором проявляются чувства, сохранившиеся из детства, и соответствующее этим чувствам восприятие окружающего мира. Положения, когда человек ведёт себя спонтанно, в зависимости от эмоций и настроения в данный момент.
    «Все три состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок – достойны равного уважения и равно необходимы для плодотворной и насыщенной жизни. Вмешательство необходимо только тогда, когда нарушено их нормальное равновесие» (2).
    При определённых условиях одно из трёх состояний может иметь преобладающий характер в поведении личности, например Ребёнок, хотя самому человеку при этом может идти уже пятый десяток лет.

Отношения: взрослые дети и родители.

    Через теорию сценариев, теорию игр и структуру личности в трансакционном анализе красной нитью проходит тема отношений между Родителем и Ребёнком.
    В первые годы ребёнок эмоционально полностью зависит от настроения матери, которое напрямую связано с её положением и отношениями в семье. Стремление маленького человечка почувствовать это настроение и понравиться взрослому является условием для его комфортного существования в его маленьком мире, условием его выживания. Влияние родителей в этот период на ребёнка просто безгранично.
    «Дети по существу являются пленниками родителей, и те по своему желанию могут превратить их во что захотят», – писал Эрик Берн (4, гл. 12).
    Особенно это касается положения, когда на ребёнке замыкается смысл взрослого человека. Положения, когда родители «привязывают» ребёнка к себе и стараются сохранить влияние над ним в будущем насколько это возможно.

Показ собачьей моды во Флориде

    Фотография J Pat Carter/AP. Показ собачьей моды во Флориде, США. Источник: развлекательно-познавательный сайт.

    Игра Родитель – взрослый Ребёнок является типичным проявлением таких отношений в предложенной теории. В животном мире подобной проблемы не существует: детеныш получает столько заботы от родителей, чтобы выжить, а родители уступают место в иерархии, когда он становится сильнее, и не претендуют на большее.
    Можно быть в курсе того, чем ребёнок занимается вне дома, с кем он общается, о чём он думает, а можно построить его времяпровождение, общение и мысли по своему сценарию, пресекая всё то, что под этот сценарий не попадает. А зачем ему это, ведь «родители опытнее и умнее его, лучше знают жизнь».
    Ситуация, когда Родитель продолжает содержать взрослого Ребёнка, – это типичное поведение в данной игре, но совсем не обязательное. Ситуацией «привязывания» является положение, при котором взрослый Ребёнок продолжает считать Родителя единственной и самой надёжной опорой в жизни.

Менять ли игру?

    Стоит ли менять данную игру, насколько она нежелательна для взрослого Ребёнка, а впоследствии и для Родителя? Если в животном мире менее приспособленная особь будет всегда проигрывать себе подобным в борьбе за пищу, партнёра и статус в группе, то в обществе людей вопросы конкуренции и самореализации не столь однозначны. Этот вопрос, вероятно, из тех, на которые общего ответа не существует.
    Закономерным же последствием игры может стать отсутствие интереса в полноценной семье у девушки и характера мужчины, на которого можно опереться, у молодого человека. А печальным окончанием игры – положение, когда Родитель будет убран любимым Ребёнком в «чулан», как ненужная, отслужившая срок мебель.
    Справедливости ради, стоит отметить, что другая крайность, если Родитель перестаёт интересоваться Ребёнком после достижения последним подросткового возраста, – не лучший вариант. Это игра, похоже, вообще с неизвестным окончанием.

Экзамен по плаванию

    Фото AP. Смотрители Вашингтонского зоопарка проверяют, умеет ли трехмесячный тигренок плавать. Все детеныши,
рожденные в зоопарке, должны пройти ряд тестов, прежде чем будут допущены в публичные вольеры. Источник:  страничка журнала Esquire.

    Прежде чем менять игру, нужно хорошо понять свою вторичную выгоду от этой игры, а она есть всегда. Будет ли вам лучше, если вы её потеряете?
    Изменить подобную игру – значит защитить свою самооценку, личное пространство и собственные интересы от навязчивого вторжения Родителя или того, кто играет роль Родителя.

Как можно изменить игру?

    Чтобы изменить игру, необходимо полностью содержать себя и свой образ жизни и быть морально готовым к возможной потере отношений с близким человеком (крайний, самый худший вариант). Если таковой готовности нет, то игру лучше не менять, а принять её как судьбу, как жизненный сценарий. Принять, согласиться с ней и перестать жаловаться.

    Защитить свою самооценку. Нельзя оправдываться и чувствовать себя виноватым за свои желания. Вы не обязаны вести себя так, как того хочется другому, и чувствовать за это вину, даже если он настойчиво даёт понять, что он на вас обиделся. Докажите другому, что он перед вами виноват, и вы можете делать с ним, что «захотите». Нельзя соглашаться на позицию виноватого.
    Защитить личное пространство. Под личным пространством понимается собственная территория, на которой комфортно. При необходимости надо отстоять право побыть одному на своей территории, даже если кому-то другому в это время очень хочется «общества».
    Защитить интересы. При необходимости можно оградить себя от проблем и переживаний другого, какими бы безотлагательными и безвыходными они не были. Можно оставить другому право решать свои сложности без вашего участия, если вы не боитесь аналогичных ответных действий.

    Иногда поведение взрослого Ребёнка либо Родителя настолько глубоко закрепляется, что его можно отнести к устойчивым свойствам личности, к свойствам его характера. Изменить их крайне трудно, но поменять отдельные правила игры – задача вполне посильная.

    Литература:
    1. Информационный ресурс по вопросам психологии: «Психология на русском языке».
    2. Э. Берн. Игры, в которые играют люди, 1964.
    3. Э. Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых, 1968.
    4. Э. Берн. Люди, которые играют в игры, 1972.
    5. А. М. Прихожан. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе.

    Март 2015.

    Консультации психолога онлайн:  Созависимое поведение. Жить вместе с пьющим
    Примеры практической работы психолога:  Как побороть лень и апатию? Что делать?
    Вернуться к меню навигации на главной странице:  Чем интересна психология? Что она может дать?