Необихевиоризм и его представители


    Развитие бихевиоризма имело своё продолжение. Необихевиоризм и его представители, такие как Фредерик Скиннер и Альберт Бандура, дополнили основную формулу «Стимул – Реакция» промежуточными элементами.

    Беррес Фредерик Скиннер (1904–1990) – американский психолог, представитель необихевиоризма, профессор Гарвардского университета. Автор теории оперантного обусловливания. Один из основоположников введения специальных машин для оценки ответов учащихся в процессе их обучения и тестирования. В 1990 году был занесён в почетный список учёных Американской ассоциации психологов за достижения и выдающийся вклад в развитие науки.

    «Чаще всего нас интересует такое поведение, которое имеет определенное воздействие на окружающий мир. Оно возникает в результате столкновения человека с необходимостью решать задачи, выдвигаемые жизнью» (2).
    Не придавая существенного значения внутренним переживаниям и процессам мышления, он делал упор на методику формирования условных рефлексов. Подходил к вопросам достижения необходимых навыков с позиции выработки нужных реакций путём их подкрепления либо, наоборот, ослабления.

Представители необихевиоризма. Фредерик Скиннер

    Фредерик Скиннер в своей лаборатории. Автор фото неизвестен. Источник: контент свободной энциклопедии.

    Метод оперантного обусловливания заключается в том, что процесс формирования новых условных рефлексов происходит за счёт подкрепления у индивида новых нужных реакций, которые образуются у него как случайным образом, возникающие спонтанно, так и за счёт методичного воздействия на него со стороны внешней среды. Вместо термина условный рефлекс представители необихевиоризма употребляли термин обусловленный, а вместо безусловного – необусловленный.
    Сам Скиннер сформулировал метод следующим образом: «Поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем» (3).

    Теория обусловливания вывела классические эксперименты И. П. Павлова по формированию условных рефлексов на уровень социального общества. Оперантное закрепление, помимо условий, связанных с действием безусловных рефлексов в процессе образования новых связей, подразумевает активное использование различных социально-психологических приёмов.

    Альберт Бандура – канадский психолог, представитель необихевиоризма, профессор Стэнфордского университета. Широко известен своими работами по детской и подростковой агрессии, особенно экспериментами с куклой Бобо.
    В эксперименте с куклой Бобо обученный актер в присутствии детей в течение 10 минут издевался над Бобо (надувная «игрушка» высотой около метра). Он бил её руками и ногами, молотком, обзывал и бросал её. В одном из вариантов этого опыта находившийся при этом взрослый «воспитатель» прилюдно одобрял действия актёра. Впоследствии дети вели себя по отношению к Бобо агрессивно: обзывали её, толкали, били.
    Дети принимали предложенную им модель действий со стороны авторитетных для них взрослых людей, подражали и воспроизводили её.

Эксперимент с куклой Бобо

    Автор фото неизвестен. Источник: портал Университета Калгари.


    Альберт Бандура полагал, что не все формы поведения можно объяснить в терминах оперантного обусловливания. Новый образ действий может формироваться в результате наблюдения и подражания, заимствования от других членов социума. Свою концепцию он назвал теорией социального научения.

    Яркими представителями необихевиоризма являются также Кларк Л. Халл и Эдвард Ч. Толмен. Профессор Йельского университета Кларк Леонард Халл предложил в качестве промежуточных элементов рассматривать потребности организма и силу навыка (привычки). Результаты своих работ он изложил в предложенной им теории научения.
    Эдвард Чейс Толмен, в свою очередь, дополнил необихевиоризм концепцией когнитивных карт. Когнитивная карта – это образ (представление) субъекта, который сформировался у него в результате его взаимодействия с окружающим миром.

    Бихевиористов и их последователей иногда не без основания критикуют за неэтичность некоторых опытов. Особое возмущение у некоторых представителей научного сообщества вызывает положение, при котором результаты экспериментов над подопытными животными переносятся на людей. Во многих странах проведение опытов над людьми ограничено законодательно.
    Общепринятого мнения на этот счёт нет. Иногда практическая целесообразность бывает более важна, чем теоретические рассуждения на эту тему. А в некоторых случаях бывает важно наглядно показать опасные возможные последствия определённой поведенческой модели (с последующим устранением полученных негативных результатов).

    Как уже говорилось в предыдущей статье, методы поведенческой психотерапии наиболее эффективны для так называемого среднестатистического человека, малых и больших социальных групп.
    При определённых обстоятельствах методы и приёмы теории оперантного подкрепления и социального научения являются, пожалуй, единственными, с помощью которых представители необихевиоризма решали очень сложные практические задачи.

Создание новой личности

    Создание новой личности.
Антон Семёнович Макаренко со своими воспитанниками.
    Автор фото неизвестен. Источник: портал Котласской централизованной библиотечной системы.

    Литература:
    1. Б. Ф. Скиннер. Оперантное поведение,  библиотека e-Reading. [1]
    2. Бихевиоризм в психологии,  энциклопедия для студентов. [2]

    Февраль 2014.

    Консультации психолога онлайн:  Созависимость. Жить вместе с пьющим
    Примеры практической работы психолога:  Как побороть лень и апатию? Что делать?
    Вернуться к меню навигации на главной странице:  Чем интересна психология? Что она может дать?