Значение учения Дарвина для психологии


    Значение учения Дарвина для психологии – об этом пойдёт речь в этой статье. Формирование научного подхода к предмету изучения как ключевой момент.

    В 1859 году английский естествоиспытатель Чарлз Дарвин опубликовал книгу «Происхождение видов путём естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1). Систематизировав уже имеющиеся открытия коллег натуралистов и свои собственные, снабдив их ясными объяснениями и доказательствами, он изложил теорию эволюции наиболее полно и цельно. Тем самым фактически впервые были заложены естественнонаучные основы для психологии.


Чарлз Роберт Дарвин. Вклад Дарвина в психологию.

    Чарлз Дарвин, основатель теории эволюции.
Автор фото Ю. Кэмерон, 1869 год. Источник: страничка Википедии

Значение учения Дарвина для психологии:
борьба за существование

    В естественных условиях дикой природы особей каждого вида рождается гораздо больше, чем может выжить. Дарвин писал: «Борьба за существование неизбежно вытекает из присущего всем органическим существам возрастания численности в быстрой геометрической прогрессии» (1, гл. 15).

    «Считается, что из всех известных животных наименьшая воспроизводительная способность у слона, и я старался вычислить вероятную минимальную скорость естественного возрастания его численности: он начинает плодиться, всего вероятнее, в 13-летнем возрасте и плодится до 90 лет, принося за это время не более шести детенышей, а живет до ста лет; если это так, то по истечении 740–750 лет от одной пары получались бы около 19 миллионов живых слонов» (1, гл. 3).

    Фактически такого не происходит. Далеко не все детёныши выживают, достигают половозрелого возраста и имеют возможность участвовать в процессе воспроизводства потомства в течение всей активной жизни.

Значение учения Дарвина для психологии:
естественный отбор

    Факт борьбы за существование предполагает естественный отбор (ест. отб.) Происходит это в процессе конкуренции: наиболее приспособленные особи и популяции поглощают менее приспособленных. С каждым новым поколением сокращается количество языков малочисленных народов, существующих на нашей планете. Увы, уходят в прошлое некоторые языки, традиции, целые культуры.

    «На протяжении длительного развития виды были модифицированы. Это было достигнуто главным образом при посредстве ест. отб. многочисленных последовательных незначительных вариаций, дополненного следующими факторами: в значительной степени – унаследованными результатами употребления и неупотребления частей, … в незначительной степени – прямым действием внешних условий» (1, гл. 15).

    Половой отбор – частный случай естественного. Он не столь беспощаден. Более слабая особь не погибает, а лишь ограничивается в возможности участвовать в процессе воспроизводства потомства либо вообще лишается такой возможности.


Половой отбор. Вклад Дарвина в психологию.

    Теория эволюции, половой отбор.
Автор фото Marius Coetzee. Источник:  сайт фотомастера.

    «У «социальных» насекомых отбор, направленный к достижению полезной цели, применялся к семье, а не к отдельной особи» (1, гл. 8). В восьмой главе Дарвин подробно, насколько это было возможно в те годы, разбирает формирование инстинкта строительства сот у пчёл и инстинктивное групповое поведение у муравьёв.

    «Сейчас известно, что мутации – это изменения в последовательности пар нуклеотидов, что влияет на результат синтеза белка. Ген – это особая последовательность нуклеотидов в хромосоме, кодирующая определенный полипептид или белок. В результате естественного отбора конкретные гены подавляются или, наоборот, «поощряются», в зависимости от того, насколько важен вклад кодируемого этим геном белка в успешное размножение организма» (Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология, с. 14).

Значение учения Дарвина для психологии:
наследственная изменчивость

    Наследственная изменчивость – это тот механизм, тот инструмент, который использует в качестве вектора направления в своей работе ест. отб. В результате миграции и смешанных браков сегодня в мире различают около 30 вторичных рас, только в России проживают представители более 160 народностей. Обмен генами способствует новой изменчивости.

    «Некоторые писатели вообразили, будто ест. отб. (сам) вызывает изменчивость, между тем как он предполагает только сохранение таких вариаций, которые возникают и полезны существу при его жизненных условиях» (гл. 4). «В дальнейшем в силу строгого принципа наследственности отобранная разновидность будет склонна размножаться в новой модифицированной форме» (1, введение).
    Приобретённые при жизни функции (будь то физические навыки, привычки либо интеллектуальные успехи) не наследуются напрямую.

    «Никто не подумал бы учить, да, вероятно, и не выучил бы турмана кувыркаться в воздухе, – движение, как я могу засвидетельствовать, совершается и молодыми птицами, никогда не видавшими кувыркающегося голубя. Мы можем думать, что какой-либо голубь выказал слабую склонность к этой странной привычке, и продолжительный отбор лучших особей в ряде последовательных поколений сделал турманов тем, что они представляют собой сейчас» (1, гл. 8).

Значение учения Дарвина для психологии:
меж- и внутривидовая конкуренция.

    Помимо борьбы со сложными климатическими условиями, все органические существа подвергаются суровой межвидовой конкуренции. «Между разновидностями одного вида борьба вообще будет обострена» (1, гл. 3).

    «Самое слабое преимущество некоторых особей, обнаруживающееся в известном возрасте или в известное время года, над теми, с кем они конкурируют, или хотя бы в ничтожной степени делающее их более приспособленными к окружающим физическим условиям, может со временем нарушить равновесие» (1, гл. 15).

Разнообразие видов. Вклад Дарвина в психологию.

    Теория эволюции, разнообразие видов.
Автор фото Бренд RONE. Источник:  сайт национального управления океанических и атмосферных исследований США.

Вклад теории эволюции Дарвина в становление психологии

    1. Теория эволюции положила научную основу принципу общего происхождения и развития жизни на Земле, затронула основы всех естественнонаучных дисциплин, включая психологию.
    «Сходный набор костей в руке человека, крыле летучей мыши, плавнике дельфина и ноге лошади, одинаковое число позвонков, образующих шею жирафы и слона, и бесчисленные другие подобные факты сразу становятся нам понятными с точки зрения общности происхождения, сопровождаемого медленными и незначительными последовательными модификациями» (1, гл. 15).

    2. Приняв во внимание имеющиеся факты, теорией эволюции, а впоследствии и учением И. П. Павлова, было предложено подходить к изучению человека с позиции объективных научных знаний, а не с позиции сотворения жизни Творцом (неизвестной всевышней силой).
    «Самые сложные органы и инстинкты могли быть усовершенствованы не при помощи средств, превосходящих человеческий разум, а путем накопления бесчисленных незначительных вариаций, каждая из которых была полезна для ее обладателей» (1, гл. 15).

    3. Дарвин показал, что в изменении и развитии животных и человека имеют место общие закономерности.

    4. Человек, в отличие от других животных, имеет возможность понимать глубже те процессы в современном мире, которые связаны с объективными закономерностями, такими как: борьба за существование, возможность поглощения одной популяции другою, неизбежность внутривидовой и межвидовой конкуренции в условиях ограниченных ресурсов, социальное поведение животных и человека.

    Со времени выхода работы Дарвина прошло уже более 150 лет. Немало было и существует до сих пор нападок на теорию эволюции. Ест. отб. не является единственным механизмом для изменения органических существ на планете. Сам Чарлз Дарвин отмечал по этому поводу следующее:

    «Так как в недавнее время мои выводы были превратно истолкованы, и утверждали, что я приписываю модифицирование видов исключительно ест. отб., то мне, может быть, позволено будет заметить, что в первом и последующих изданиях этой книги я поместил на очень видном месте, именно в конце «Введения», следующие слова: «Я убежден, что естественный отбор был главным, но не исключительным фактором модификации» (1, гл. 15).


    Вернуться к меню навигации на главной странице сайта:  Чем интересна психология? Что она может дать?
    Все тексты авторские. Полное или частичное использование материалов сайта разрешается с указанием прямой ссылки на источник.